Mitrius ([info]mitrius) wrote,

Близь

Оказывается, предлог близ произносится с мягким последним согласным. До сих пор, а не только в XIX в., когда оно и писалось близь (впрочем, иногда так пишут и в XX).
Но если произношение не поменялось, зачем поменялась орфография?
Так в орфоэпическом словаре под ред. Аванесова 1988 года. В орфоэпическом словаре Ивановой (2005) этого слова нет.
Tags: орфография, фонетика

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

  • 49 comments

[info]orleanz

September 12 2010, 19:53:21 UTC 1 year ago

национализьм

[info]dingir

September 12 2010, 19:56:33 UTC 1 year ago

кем произносится? я слышала только [близ]

[info]mitrius

September 12 2010, 20:00:35 UTC 1 year ago

я тоже до сегодняшнего дня этого не подозревал
ан Норма такая
узнал от человека, который произносит

[info]firben

September 12 2010, 20:07:56 UTC 1 year ago

Вот именно. Мне кажется, что людей, вообще пользующихся этим предлогом, не так много. И почти все они узнали его из книг, причём художественных, а не орфоэпического словаря. Следовательно, произносят они это слово (раз в сто лет) безо всякого мягкого последнего согласного и понятия не имеют об этой странной "норме".

То есть не "они", а мы.

Но вообще интересно, конечно.

[info]mitrius

September 12 2010, 20:12:19 UTC 1 year ago

у меня было спрошено, как говорю я
я ответил: "около"

[info]firben

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]fbmk

September 12 2010, 20:31:55 UTC 1 year ago

я не уверен, что я знал, что нужно "близь", но дискомфорт точно чувствовал (хочется "близь", но написано не так)

[info]ludenhoff

September 12 2010, 20:33:05 UTC 1 year ago

Потяну одеяло на себя :) Предполагаю, что здесь может иметь место влияние "книжной" нормы, т.е. цсл. языка, где пишется и произносится с твердым согласным. Ст.-сл. - близъ.

[info]mitrius

September 12 2010, 20:36:13 UTC 1 year ago

спасибо огромное! Вы ответили на занимающий нас вопрос о том, почему так пишется
другой мыслимый ответ -- унификация "твёрдого" корня (существительное близь не показательно, так как содержит суффикс-смягчение, как, скажем, дурь)
но цсл. объяснение гораздо вероятнее

[info]alegor

September 12 2010, 21:03:25 UTC 1 year ago

Оказывается, и в словаре трудностей это слово есть, дается транскрипция [блись]. Спасибо Вам, буду знать теперь.
Получается, что это подобно "помощнику", который произносится по-русски, а пишется по-славянски. Интересно, есть ли в русском еще подобные примеры.

[info]mitrius

September 12 2010, 21:07:38 UTC 1 year ago

долгое время так было "окна" (читалось "окны") и "нея", "краснаго" (читалось "неё", "краснова"), но далее сравнялось в разные стороны

[info]firben

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]danefae

1 year ago

[info]firben

1 year ago

[info]uxus

1 year ago

[info]firben

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]firben

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]kcmamu

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]kcmamu

1 year ago

[info]mitrius

1 year ago

[info]kcmamu

1 year ago

[info]uxus

1 year ago

[info]almony

1 year ago

[info]uxus

1 year ago

[info]danefae

1 year ago

[info]mevamevo

September 12 2010, 22:15:06 UTC 1 year ago

Странные у вас них нормы... Никогда не слышал и никогда бы не подумал.

[info]sciuro

September 12 2010, 23:52:15 UTC 1 year ago

Мне триста лет, я выполз из тьмы

Похоже, я мамонт - я-таки скажу "близь", и я это слово иногда использую...

[info]gleb

September 13 2010, 03:54:59 UTC 1 year ago

а где так писалось (с мягким знаком и в значении предлога), есть примеры из литературы? Что-то я вот не помню

[info]mitrius

September 13 2010, 07:12:42 UTC 1 year ago

где части, прилепленные одна к другой, существуют, как будто одна близь другой токмо положены (Радищев)
А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близь сорока костелов и уже доходил до Кракова. (Гоголь)
близь Коби ночью застала меня буря (Пушкин)
сказал я лакею, случившемуся близь меня (Герцен)

это лишь некоторые примеры; и это при том что в советских изданиях наверняка в большинстве случаев написание модернизируется

[info]gleb

September 13 2010, 07:17:18 UTC 1 year ago

вокак, даже в Гоголе
радищев у меня репринтный, надо заглянуть

[info]mitrius

1 year ago

[info]gleb

1 year ago

[info]kcmamu

1 year ago

[info]akost

1 year ago

[info]zelchenko

September 13 2010, 05:16:49 UTC 1 year ago

Маяковский в поэме про Ильича (1924) рифмует "близ" и "недосягаемое слово социализм". Или он произносил "социализьм"?

[info]mitrius

September 13 2010, 05:59:39 UTC 1 year ago

при его технике рифмовки разница на мягкость несущественна
с социализмом он и мраморную слизь рифмовал, как известно
так что тут он мог произносить как угодно

[info]zelchenko

September 13 2010, 07:15:55 UTC 1 year ago

Да, Ваша правда.

[info]grimzone

September 16 2010, 18:05:52 UTC 1 year ago

Я считал, что "близ" - это предлог, а "близь" - это существительное.

[info]lev_usyskin

September 17 2010, 11:41:36 UTC 1 year ago

rнижка доехала?

[info]mitrius

September 17 2010, 12:05:48 UTC 1 year ago

да, только я доехал чуть позже -- только сегодня
спасибо большое!!

[info]ejieji

September 28 2010, 12:00:52 UTC 1 year ago

если с мягким, тогда не [близь], а [блись]
[блисьлежащий]

ерунда какаято, с мягким знаком не звучит даже

словно «слизь»

[info]mitrius

September 28 2010, 12:52:24 UTC 1 year ago

перед звонкими, конечно, [близ']
а близлежащий, строго говоря, сюда не относится, т. к. в нём близ сейчас уже не отдельное слово

Anonymous

March 25 2011, 19:25:49 UTC 1 year ago

Близь

Кажется, поздновато сюда попал, но не могу не высказаться. Не заглядывая ни в какие словари, предлагаю опровергнуть такое рассуждение: близь - антоним слова "даль", и следовательно, никакой не предлог. Стало быть, предлог как раз должен писаться без мягкого знака.
С уважением, Сергей

[info]mitrius

March 26 2011, 12:08:03 UTC 1 year ago

Re: Близь

Опровергнуть это рассуждение не составляет никакого труда: предлог "около" пишется так же, как наречие "около", а предлог "благодаря" -- так же, как наречие "благодаря". В русской орфографии нет правила омонимичные части речи писать по-разному :)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…