Mitrius ([info]mitrius) wrote,
@ 2008-07-20 23:51:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:имена собственные

Имена на обложках ЖЗЛ
В советское время их писали, кажется, по принципу отсутствия однофамильцев. Ну или "Томас Мор" -- мор такое слово, что человека без имени так назвать нельзя.

Сейчас неясно. Книга Быкова называется "Борис Пастернак" - отец-художник, Лосева -- "Иосиф Бродский" -- не отец-художник, ОК, "Марина Цветаева" -- сестра, ладно (тем более что её исследовательницыЪ все метят в сонечки и зовут её мариной), а вот книга Лекманова "Мандельштам" -- физики в загоне?

На обложках читаем: Нестор Махно, Франц Кафка, Даниил Хармс, Леонид Утёсов, Сергей Есенин. Сопоставимых однофамильцев вроде нет. "Корней Чуковский" -- кому придёт в голову писать ЖЗЛ о младшем Коле, при всём уважении? А почему "Карл Маркс" -- ясно, что не братья и не А. Ф.? И длинный ряд одним словом -- "Брюсов", "Павленков", "Витте", "Высоцкий", "Брежнев", "Старшинов", "Потемкин", "Пушкин", "Гоголь" (повезло пушкину-и-гоголю, в отличие от Хармса :)), "Лосев" ("скорее Лифшицу" ещё рано), "Пришвин", "Паскаль", "Дунаевский" и т. п. Книга "Руденко" о генпрокуроре, но были шахматистка и маршал авиации, вряд ли кто-то особо перевешивает на весах народной памяти. "Воронцов" -- книга о фельдмаршале, но и отец его был достойным человеком, и Воронцовы-Дашковы были. Ну а "князь Шаховской" об одном не самом заметном князе Шаховском и "Нестеров" о художнике без учёта лётчика -- явные проколы. Вообще странная мода писать на обложку титул, её завёл приснопамятный Захаров. Или всем, или никому (ну если это не литературное имя, как у де Сада).

Случай названий "Лариса Рейснер" и "Айседора Дункан" особый -- несклоняемых женщин не принято называть одной фамилией, всегда говорят и пишут "Зинаида Гиппиус" и "Евгения Гинзбург".

А вот советская книга ЖЗЛ "Алексей Толстой" 1978 года и нынешняя книга многоплодного Варламова 2008 года, посвящённые только одному из Алексеев Толстых (угадайте с трёх раз какому) -- это хамство. Другому Алексею Толстому досталась двухэтажная шапка с отчеством (1982). Как и его современнику Илье Николаевичу Ульянову годом раньше.

Другое такое же советское хамство -- книга "Пуанкаре" 1979 года о математике.



(Post a new comment)


[info]petrark
2008-07-20 08:23 pm UTC (link)
Занятно. Ср. также Рафаэль и Микельанджело - вообще без фамилий.

Митя, как ты смотришь на то, чтобы перепостить этот текст? Текст, на мой и не только на мой взгляд, совершенно гениальный, и притом в сети не представленный вовсе.

(Reply to this) (Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 08:15 am UTC (link)
ну Р. и М., как и синьор Вечеллио, вообще вошли в историю под именами, с ними особый случай
(а на многих языках ГалилеЯ называют ГалилеО, то есть тоже по имени)

ссылку разместил, спасибо огромное!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]petrark
2008-07-21 08:29 am UTC (link)
А также Данте.
Спасибо! Слушай, а тебя не затруднит разместить не ссылку, а сам текст?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 11:22 am UTC (link)
к тебе будет больше народа ходить, а кто по названию будет искать, так найдёт :) а что?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]petrark
2008-07-21 12:44 pm UTC (link)
Мой журнал, в отличие от твоего, не индексируется яндексом, а больше народа мне вовсе не надо :-)
Ну и вообще этот текст, по-моему, заслуживает приведения целиком.

(Reply to this) (Parent)


[info]ubeschur
2008-07-21 11:09 am UTC (link)
А вот была и ещё без фамилии. Конечно, "Яковлева" или даже "Арина Яковлева" - кто бы понял, о ком речь? Ещё и имя ненастоящее.

(Reply to this) (Parent)


[info]savvushka
2008-07-20 08:30 pm UTC (link)
Валентин Распутин

(Reply to this) (Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 08:07 am UTC (link)
а, ну конечно. позор на мой седой череп.
убираю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-21 08:12 am UTC (link)
А не совсем позор. Раньше о живых книги в этой серии не издавали.
Или теперь перестроились?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 08:17 am UTC (link)
Там, понимаете, есть теперь особая подсерия "Биография продолжается" с другим оформлением. Где издали книги о Газзаеве и генерале Громове, а также труд Роя Путина о Медведеве наоборот. Но я не знаю, прикрыли её теперь или нет, потому что люди возмущались.

(Reply to this) (Parent)


[info]vadim_i_z
2008-07-20 09:11 pm UTC (link)
С Марксом вообще интересно. Вот у нас в Минске пересекаются улица Энгельса и улица Карла Маркса. Её даже в устной речи "улицей Маркса" не называют (хотя "Карлуши" мелькают, но это уже другое).
И так во многих городах - Москва и Питер тут, похоже, исключения.

(Reply to this) (Thread)


[info]petro_gulak
2008-07-20 10:19 pm UTC (link)
Да, в Киеве то же самое (было).

(Reply to this) (Parent)


[info]r_p
2008-07-21 03:36 am UTC (link)
В Москве тоже была улица Карла Маркса (Старая Басманная). Другое дело, что ещё был и проспект Маркса (уже без имени). И улица Маркса и Энгельса. Не говоря о Марксистской. )

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-21 08:11 am UTC (link)
Да, забыл о ней. Тем более!

(Reply to this) (Parent)


[info]sart27
2008-07-20 09:28 pm UTC (link)
Вот в той самой "соровской серии", о которой Вы давеча спрашивали, на корешке книги: Федор КУЗЬМИЧ Сологуб. Это как?

(Reply to this) (Thread)


[info]sart27
2008-07-21 06:21 am UTC (link)
Ф.К.Сологуб, разумеется.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 08:19 am UTC (link)
в стихах "Невесёлая природа // Колдовских его забав // То калоши, то погода // То Иванов Вячеслав" он назывался Кузьмичом.

Месть судьбы кухаркину сыну: не бери графскую фамилию, все равно на корешке кузьмичом будешь.

(у меня самого дед был Кузьмич, правда с чудовищным именем Орион -- при трёх старших крещёных братьях-сёстрах с нормальными именами)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_palka
2008-07-21 12:50 pm UTC (link)
орион, невероятно

(Reply to this) (Parent)


[info]fregimus
2008-07-20 09:41 pm UTC (link)
> Вообще странная мода писать на обложку титул

Да-да, «Ас Пушкин», например!

(Reply to this)


[info]kulukmak
2008-07-20 09:57 pm UTC (link)
суть в погонялах

ленин
троцкий
зиновьев
сталин

коба
сёма
давлет
грузин
китаец
сытый
мутный
лысый

каждый.

кто основал серию жзл?

(Reply to this) (Thread)


[info]kulukmak
2008-07-20 09:57 pm UTC (link)
горький

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-20 10:27 pm UTC (link)
А почему не Павленков?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kulukmak
2008-07-20 10:58 pm UTC (link)
он рано умер

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-20 11:03 pm UTC (link)
61 год. Ему хватило времени...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kulukmak
2008-07-20 11:05 pm UTC (link)
не сомневаюсь

но речь идет о перехватчиках

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kulukmak
2008-07-20 11:07 pm UTC (link)
если угодно - "жсзл"

(Reply to this) (Parent)


[info]vadim_i_z
2008-07-20 11:18 pm UTC (link)
Тогда уже и не Горький. Не уверен, что он выпустил бы книгу о Распутине, например.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kulukmak
2008-07-20 11:30 pm UTC (link)
тогда бы - не выпустил

но речь не о том
речь о том, что пейсатель горький перехватил инициативу.
"распутин", кстати - тоже погоняло воровское ))


изначально именно об этом говорил

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yvk
2008-07-21 08:13 am UTC (link)
хотел написать подобное, не буду.

Паскаль - это вообще издевательство.

ТЖН - так жить нельзя.

http://relf.livejournal.com/5838.html#cutid1

(Reply to this) (Parent)


[info]vadim_i_z
2008-07-20 10:34 pm UTC (link)
а вот книга Лекманова "Мандельштам" -- физики в загоне
По фамилии автора понятно, о каком Мандельштаме речь :-)

книга "Пуанкаре" 1979 года о математике
Если уж на то пошло, и то книга тех же времен "Ляпунов". У "моего" математика Александра были братья - "ваш" филолог Борис и "всехный" композитор Сергей.

(Reply to this) (Thread)


[info]lectiobrevior
2008-07-21 04:39 am UTC (link)
А я , кстати, сначала подумал о других Ляпуновых. По-моему, их даже больше знают. Правда, непонятно, где бы авторы материалы для биографии нашли.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-21 08:05 am UTC (link)
Это кто как :-)
Я почему Ляпунова вспомнил - по ассоциации с вышеупомянутым Пуанкаре. Два равновеликих в этой области математики имени.
Впрочем, о Борисе и Сергее в книге тоже немало сказано.

(Reply to this) (Parent)


[info]prof_yura
2008-07-21 10:11 pm UTC (link)
Правда, непонятно, где бы авторы материалы для биографии нашли.

Кое-что есть у Платонова в Очерках по истории смуты.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2008-07-22 06:22 am UTC (link)
В ЖЗЛ даже была книга об Андрее Рублёве с главой о детстве героя. Нехудожественная. А вы говорите, Ляпуновы.

(Reply to this) (Parent)


[info]prof_yura
2008-07-21 02:25 am UTC (link)
Другое такое же советское хамство -- книга "Пуанкаре" 1979 года о математике.

Был еще "Пуанкаре--война", кузен математика и президент Франции Раймонд Пуанкаре.

(Reply to this) (Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 07:58 am UTC (link)
простите, из моей последней фразы очевидно, что я и имею в виду этот факт :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Это Вы меня простите за занудство
[info]prof_yura
2008-07-21 12:51 pm UTC (link)
Собрав войска свои в каре
И прицепивши танк к штиблету,
Кричит бандит Пуанкаре:
Карету мне, пуанкарету!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Пуанкаре терпит фиаско
[info]mitrius
2008-07-21 01:38 pm UTC (link)
Пуанкаре не потерпит какой-нибудь клячи:
Даже Стиннеса и то прогнал из Рура:
А этого терпит, значит, богаче,
Американец, должно: понимаешь, дура?

Да, талантливые были 1920-е годы -- и Керзону, и Чемберлену, и Вудро Вильсону, и Аристиду Бриану (это голова) повезло в русской памяти. Кто теперь вспомнит стишки конца 1940-х (того же Михалкова) о де Голле, Аденауэре или Трумэне, коих было немало?

(Reply to this) (Parent)


[info]_palka
2008-07-21 12:54 pm UTC (link)
думаю, Пуанкаре - не хамство, а идеологический тонкач, дескать, признаем вашу буржуазную науку, но в остальном не в курсе) меня даже это смешит)
"мор такое слово, что человека без имени так назвать нельзя" - genial))))
насчет Чуковского - возможно, объясняется тем, что почти одновременно издательство выпустило книгу воспоминаний Ник. Ч.

(Reply to this) (Thread)


[info]mitrius
2008-07-21 01:39 pm UTC (link)
да, кстати.

потом псевдонимы имеют тенденцию называться вместе (особенно тут, когда это разделённый Корнейчуков).

(Reply to this) (Parent)


[info]serebr
2008-08-03 06:07 pm UTC (link)
На самом деле Пуанкаре - это такая грандиозная величина в математике, что быть может это отчасти оправдывает название.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…